What are we still doing wrong ?

Программирование уже давно не проблема. Можно написать одну и ту же программу уже не на одном десятке языков. Но про прежнему мы продолжаем писать программы, которые стараются управлять людьми, а значит люди будут стараться изо всех сил избегать ими пользоваться.  Мы по прежнему рисуем интерфейсы сразу поверх 3-ей нормальный формы :) Хотите примеров ?



Система Aerofolot Bonus. Хотите зарегистрироваться - давайте паспорт. Зачем ? Потому что в схеме данных есть табличка в которой паспорт обязательное поле....
Но данные паспорта нужны только в момент выписки билета. Именно тогда их и нужно запросить, если их еще нет в системе, да еще можно и догадаться какой паспорт (заграничный или гражданский) попросить. Нет - паспорт вперед. Этим людям просто не нужно, чтобы мы присоединялись к программе, получали обновления, новости и пр. Чтобы присоединиться к facebook нужно на головной странице заполнить 6 полей. Все.
Пароль при покупке билета нужно вводить 2 раза. Хорошо, про single sign-one они не знают. Посмотреть остаток в системе практически нереально - нужно начать покупать билет, тогда тебе скажут что недостаточно миль. Уведомления по почте, что я совершил полет и мне начислены мили не предусмотрены в принципе. Правда картинки на сайте настолько красивы, что наверно после них закончились деньги на все остальное. И наконец: у меня в системе уже введен паспорт. Каждый раз при совершении полета я должен показывать бумажку с номером в системе. Ну зачем ? Что сложно догадаться, что я совершил полет ? А если сложно, то как они собрались проверять меня ? И, не могу молчать - логин - это номер участника. 9 цифр. Запомнить - нереально. Понятно, что перед покупкой несколько раз заходишь в систему, сравниваешь, выбираешь, и не всегда из дома. Значит нужно носить эти цифры с собой. Зачем ? Для безопасности прикрутите ssl...


Еще раз, я не придираюсь к экранным формам, размерам полей - алгоритм заложен IT'шный, не предусмотрен для использования нормальным человеком...

Я пользуюсь интернет-каналом Стрим. Оставим пока, все что я думаю о качестве. Рассмотрим пример кода, который пишу программисты Комстар-Директ. Во-первых, им понадобилось примерно 3 года, чтобы догадаться, что плохо молча отключать канала, а хорошо бы абонента предупредить. Ок. И вот как это реализовали:

Комстар-Директ присылает мне письмо с subj "Уведомление о финансовой блокировке через 24 часа" и через 10 мин письмо, что "услуга блокирована ". Все тоже они повторяют по sms, ни разу не написав мне, где же я наконец могу изменить предпочтительный тип связи со мной, где запросить кредит, как им позвонить и пр. Наверно, все это можно сделать в личном кабинете, но я туда не пойду, а просто сотру ненужные мне сообщения. Но ведь так просто поставить в сообщение информацию, как я могу исправить данное поведение ?

Кстати после оплаты я получил 3 письма - одно уведомляло меня, что пришли деньги, второе что деньги списали, третье - что услуга подключена. Опять ни разу мне не сказали, как избавиться от этих сообщений или где их можно настроить - мне нужно одно сообщение - "все работает"

Все понятно, наверняка каждое действие вызывает срабатывание триггера в БД, и триггер честно присылает письмо. Как я писал раньше - мы не пишем программы, чтобы было удобно людям, мы пишем программы, стараясь чтобы люди приспособились к ним.

Oracle присылает мне приглашение на gmail на русском языке. Из за ошибке в заголовке я получаю картинку ниже. Через 15 минут я получаю тоже письмо, с другим subject и уже на английском. Нельзя сказать, что ошибка не исправлена :) Но так как subj другой, то понятно, что я просто попал в два разных списка :)





А вот пример программы для людей http://traintimes.org.uk:81/map/tube/

На карте бегают поезда london underground в реальном времени. Как это возможно ? London underground предоставляет соответствующее API, остается немного магии его задействовать. Сколько денег это приносит подземке ? Думаю, что 0 pounds. Но зато это дает возможность людям посмотреть на состояние метро в реальном режиме времени, на своем телефоне. Это дает возможность в случае аварии или какой-то нештатной ситуации людям самим посмотреть что происходит и принять решение воспользоваться другим видом транспорта. Дает возможность людям. Вот ключевая фраза.

Вы на сайте московского метро были ? Схему видели ? Ведь не так сложно ее поддерживать хотя бы актуальной, я даже не прошу, чтобы вагончики бегали...


Давайте попробуем делать человеческие интерфейсы к нашим IT системам. На самом деле, чтобы это начать делать, надо попробовать самим ими воспользоваться, и все будет сразу ясно.

Теперь распните меня за support.oracle.com :))) Кстати, для себя сделали другой сайт, внутренний. Если бы я отвечал за этот проект, я бы заставил всех пользоваться публичным и тогда бы его сразу же довели бы до ума..


PS На фотографии - снимок рисунка, Таллин

9 комментариев:

  1. Анонимный23/6/10 1:04 AM

    Не все так однозначно. Вот немного из практики:
    1. Бизнес хочет много дешевых программеров? Вот Вам результат - больше половины только по должности программисты, а на самом деле их к коду на пушечный выстрел подпускать нельзя. Рынку нужно много раб силы - получите:) Найти хорошего разработчика очень сложно. А вот скрипторуких писак, которые думают что они программисты и просят много денег полно. Вы сами этого хотели:)
    2. Часто бизнес сам заказывает функционал, роль "программиста" сводиться к тому чтобы это закодить. То есть функционал, дизайн, юзабилити заказывает бизнес, который естественно в этих вопросах не разбирается. Зачем нам квалифицированные разработчики? Это просто раб сила.
    3. Часто бывает так что те или иные решения принимаются людьми, которые хотят получить бонус от реализации проекта - распилить бюджет, продвинуться по должности при этом извращая проект до такой степени пока он не "понравится" заказчику и он не отвалит капусты.

    ОтветитьУдалить
  2. >Вот Вам результат - больше половины только по должности программисты

    Как ни странно в большинстве примеров я не вижу проблемы в коде. Он как-то работает, и бог с ним. Чаще всего чтобы сделать систему полезной людям...нужно попробовать ее самому и внести десяток строк кода исправлений. Доп. if поставить.
    > принимаются людьми, которые хотят получить бонус от реализации проекта
    я специально привел примеры публичных систем. Т.е. тех, которые задумывались для людей и одновременно приносящих прибыль организации. Тут есть возможность их сделать нормальными. И доказать самому невменяемому заказчику как нужно, тоже есть возможность. Было бы желание...

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный23/6/10 11:22 AM

    Вагончик который стоит на Elephant& никуда не едет уже 20 минут,
    Он наверно в депо, а отображение не отключили.

    Раз в 3 минуты все вагончики пропадают на 5 секунд и отрисовуются заново.
    Есть примеры использования google когда нет такой перерисовки.

    ОтветитьУдалить
  4. >Раз в 3 минуты все вагончики пропадают > на 5 секунд и отрисовуются заново

    Да, не все идеально :) Но в этом нет проблемы. Главное что вообще есть такой сервис - сравните его с сайтом московского метро :)

    ОтветитьУдалить
  5. Вечер добрый,

    В продолжении темы, соцсети, не только российские кроме всего при регистрации якобы ITшные обяз.поля для сбора данных, которые они могут при случае куда-нибудь слить...

    По поводу support.oracle.com - можно ведь юзать и безфлешовый интерфейс?
    https://supporthtml.oracle.com/ep/faces/index.jspx

    Thanks,
    ___
    Ilya

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный24/6/10 3:07 PM

    На курсе 11gR2 Grid Infrastructure Accelerated в Лондоне я пересекся с админом "Transport for London" - у них ИТ-инфраструктура подземки выделена и находится на аутсорсинге в Германии.
    Видимо, это было сделано для того, чтобы поезда метро хоть иногда вовремя приходили :)

    P.

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный29/6/10 2:11 PM

    есть еще несколько удачных примеров - разработки программ для программистов а не для пользователей, в данном случае от Оракл

    - OёBS
    - EpB

    ОтветитьУдалить
  8. Хорошая статья. Повторяет мои личные наблюдения и выводы. В таких случаях (кривой интерфейс пользователя) я говорю: "Делали не для себя".

    Одно формальное замечание, относящееся к "интерфейсу" вашего текста: не ставьте пробел перед знаками препинания, в частности перед знаком вопроса ;-)

    ОтветитьУдалить
  9. Анонимный12/8/10 5:20 PM

    http://rasp.yandex.ru/map
    http://rasp.yandex.ru/trains

    ОтветитьУдалить